PsyhologyGuide. ru

Понятие о психологических новообразованиях, характеристика основных новообразований в разных возрастных периодах, сензитивность на разных этапах развития личности

Психологические новообразования – это психологические приобретения, которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития.

Новорожденность – основным новообразованием является комплекс оживления.

Младенчество (0 – 1) – прямохождение, функциональные действия, начало формирование предметно-действенного мышления, страх перед незнакомыми людьми, поиск одобрения у взрослого, полный синтез человеческого тела.

Раннее детство (1 – 3) – освоение предметных действий, складывается первичная самооценка, формирование первичных форм наглядно-образного мышления, становление внутреннего плана действий, складываются основные структуры языка, активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам.

Дошкольный возраст (3 – 7) — формирование произвольных действий и поступков знаменует собой процесс возникновения нового типа поведения, который в полном смысле может быть назван субъектным; формирования механизмов собственно субъектного поведения и характера; формируются общие и специальные способности: музыкальные, художественные, танцевальные и т. п.; наиболее интенсивно развивается воображение, основой развития которого выступает игровая деятельность; складывается новая, более высокая форма наглядно-образного мышления — наглядно-схематическое мышление; произвольными и управляемыми становятся процессы восприятия, памяти, внимания; формируется прообраз мировоззрения; основное новообразование – самооценка и осознание своих переживаний.

Отрочество (7 – 14) — в ходе освоения полной структуры учебной деятельности у ребенка младшего школьного возраста складываются базовые способности теоретического сознания и мышления — анализ, планирование, рефлексия; мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер; восприятие приобретает характер организованного наблюдения, осуществляющегося по определенному плану; внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами; эмоциональные переживания приобретают обобщенный характер, формируются высшие чувства — познавательные, нравственные, эстетические.

Юность (14 – 21) — способности к самоопределению и саморазвитию; главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Молодость (19 – 33) — возникает собственный уникальный внутренний мир; приходит ощущение устойчивости своего отношения к миру, своего социального и профессионального Я; формируется индивидуальный стиль деятельности.

Взрослость (32 – 42) — в промежутке от 34 до 37 лет наступает второй пик в развитии мышления взрослого человека, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением[12]; человек обретает уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье; и в то же время — предельную ответственность за мир и за себя в мире.

Сензитивный период развития — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Например, для развития речи, наиболее сензитивным, то есть благоприятным периодом является дошкольный возраст.

Программа итогового междисциплинарного экзамена для бакалавров направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профиль «начальное образование» омск

Главная > Программа

Тема 3. Подростковый и юношеский возрасты – биологические основы развития, социальная ситуация, ведущая деятельность, психические новообразования, возрастная сензитивность, кризис, общение

Подростковый и юношеский возрасты – биологические основы развития, социальная ситуация, ведущая деятельность, психические новообразования, возрастная сензитивность, кризис, общение. Реакции детства и взрослости у подростков. Возможные пути взросление подростка. Фазы социализации подростков (адаптация, индивидуализация, интеграция). Основные отличия юношеского возраста от подросткового. Кризис идентичности в юности. Особенности студенческого возраста (мотивация, интеллект и др.)

Тема 4. Молодость – биологические основы развития, социальная ситуация, ведущая деятельность, психические новообразования, возрастная сензитивность, кризис, общение

Молодость – социальная ситуация, ведущая деятельность, психические новообразования, возрастная сензитивность, кризис, общение. Молодость – период активного социального, профессионального и индивидуального развития. Познание себя в профессиональных ролях и преодоление жизненных трудностей как норма развития в молодости. Вступление в брак. Проблемы молодой семьи. Рождение и воспитание детей. Кризис молодости (27-33 года) и его психологическая характеристика. Первый взгляд назад и прощение с юностью в кризисе молодости. Завершение определённого этапа жизни к 30 годам. Осознание необходимости дальнейшего профессионального, социального и личностного роста в кризисе молодости.

Тема 5. Зрелость, старость – биологические основы развития, социальная ситуация, ведущая деятельность, психические новообразования, кризис, общение

Взрослость как пик профессиональных и интеллектуальных достижений. Развитие организационных способностей в период взрослости. Второе – духовно-практическое – рождение индивидуальности.

Кризис взрослости. Подведение промежуточных итогов в кризисе взрослости. Достижение вершин в управленческой деятельности в зрелом возрасте. Проблемы (конфликты) развития взрослого человека, выделенные Пеком.

Кризис зрелости (55-65 лет). Подтверждение своей значимости для других в кризисе зрелости. Старость. Проблемы пожилого возраста (по Пеку). Два психологических типа старости. Изменения в психологии старых и пожилых людей. Мудрость как приобретение старости. Кризис индивидуальной жизни человека. Таинство жизни и смерти. Попытки осмысления феномена смерти.

Коломинский Я. Л., Жеребцов С. Н. Социальная психология развития личности[текст]: учебное пособие. – Минск, 2009.

Крайг Г. Психология развития[текст]: учебное пособие — СПб: «Питер», 2009.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости — М., 2002.

Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 2004.

Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М., 2005

Тема 1. Психологические механизмы социального поведения личности. Социальный статус. Социальная установка и социальные диспозиции. Социальный интеллект и социальная компетентность

Психологические механизмы социального поведения личности. Социальный статус и роль. Социальная установка и социальные диспозиции. Социальный интеллект и социальная компетентность. Внутриличностные факторы: направленность, социальные установки, интеллект.

Тема 2. Общение как реализация общественных, и межличностных отношений. Функции общения. Виды, фазы, уровни, структура общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные каналы коммуникации

Условия эффективной коммуникации. Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Функции общения. Потребности, мотивы, цели общения. Виды, фазы, уровни, структура общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные каналы коммуникации. Условия эффективной коммуникации.

Тема 3. Общение как обман действиями. Типы взаимодействия: кооперация и конфликт. Трансакция как функциональная единица взаимодействия. Механизмы воздействия: заражение, подражание, внушение, убеждение

Общение как обмен действиями. Типы взаимодействия: кооперация и конфликт. Трансакция как функциональная единица взаимодействия. Механизмы воздействия: заражение, подражание, внушение, убеждение. Общение как взаимопознание и взаимопонимание людей. Понятие социальной перцепции. Социальные стереотипы. Межличностная аттракция.

Тема 4. Понятие группы в социальной психологии. Классификация группы. Характеристика малой группы: групповые нормы, структура, сплоченность, совместимость, социально-психологический климат, коллективное мнение. Развитие группы

Понятие группы в социальной психологии. Характеристика малой группы: групповые нормы, структура, сплоченность, совместимость, социально-психологический климат, коллективное мнение. Свойства группы: нормы, коллективное мнение. Развитие группы.

Тема 5. Отношения личности и группы: конформизм, нонконформизм, гармония. Личность в групповом процессе. Лидерство и руководство. Развитие группы. Группа и коллектив

Отношения личности и группы: конформизм, нонконформизм, гармония. Личность в групповом процессе. Лидерство и руководство. Развитие группы. Группа и коллектив. Вхождение личности в относительно стабильную группу.

Андреева Г. М. Социальная психология[текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направ. и спец. «Психология»/ Г. М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – С. 318-359.

Алтунина И. Р., Немов Р. С. Социальная психология[текст]: учебное пособие / И. Р. Алтунина, Р. С. Немов. – СПб.: Питер, 2010. – С.225 — 329.

Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – М.: Наука, 1996.

Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг[текст]: Учебное пособие для студентов вузов/ Ю. М. Жуков, А. К. Ерофеев, С. А. Липатов и др.; Под ред. Ю. М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2004.

Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология[текст]/ Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. – СПб.: Питер, 2010. – С. 399-501.

Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании[текст]: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.

ПЕДАГОГИКА

Общие основы педагогики

Тема 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний о человеке

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Становление и развитие педагогики как науки – донаучный и научный периоды ее развития. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Объект и предмет педагогики в современном понимании. Структура педагогики: области и отрасли педагогики, их характеристика. Взаимосвязь педагогики с другими областями знания. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики, его обновление как отражение процессов развития педагогической науки и практики.

Тема 2. Методология педагогической науки

Методология педагогической науки: понятие методологии, уровни методологии (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический), характеристика конкретных методологических подходов, реализуемых в педагогике. Методы педагогических исследований: понятие, классификации, характеристика теоретических и эмпирических методов педагогического исследования. Логика и структура педагогического исследования.

Тема 3. Целостный педагогический процесс.

Определение и основные характеристики целостного педагогического процесса: целенаправленность, обусловленность педагогического процесса внешними и внутренними факторами, целостность, системность, организуемость, непрерывность, цикличность, межсубъектность. Структура педагогического процесса. Закономерности и принципы построения педагогического процесса. Основные закономерности и движущие силы педагогического процесса. Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Процессы обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе.

Тема 4. Субъекты педагогического процесса.

Понятие субъекта педагогического процесса. Сущность понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальности». Понятие педагогической диагностики в логике педагогического процесса. Эволюция отношения к ребёнку в истории культуры и общества. Современное понимание детства. Факторы педагогического процесса: наследственность, среда, специально организованное педагогическое взаимодействие. Специфика педагогического процесса в рамках различных возрастных этапов развития ребенка. Гендерные особенности организации педагогического процесса.

Основные компоненты субъектности педагога: активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, уникальность субъекта, понимание и принятие другого, саморазвитие. Педагогическая парадигма как основа профессиональной деятельности педагога: понятие педагогической парадигмы, характеристика педагогических парадигм. Профессиональная компетентность учителя: сущность понятие, структура и содержание.

Основные функции родителей в развитии и воспитании ребёнка. Особенности развития современной семьи в России. Стили родительского поведения, как субъектов развития и воспитания ребёнка. Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

Тема 5. Обучение

Особенности дидактики как науки, её предмет и задачи. Основные категории дидактики. Сущность процесса обучения, его закономерности, движущие силы, принципы. Особенности процесса обучения в условиях современности. Компетентностный подход при проектировании и реализации процесса обучения.

Различные подходы к конструированию целей и содержания образования, современные концепции целей и содержания образования. Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования. Современные документы, регламентирующие цели и содержания общего среднего образования.

Характеристика целей образования на различных ступенях общего среднего образования. Сущность понятий «учебный план», «учебный предмет», «учебная программа».

Методы и формы обучения. Педагогические технологии обучения: сущность понятия «педагогическая технология» признаки педагогической технологии, характеристика современных педагогических технологий обучения.

Образовательная среда: понятие, уровни и компоненты образовательной среды.

Оценка и учет учебных достижений: понятие, технологии оценивания учебных достижений учащихся.

Тема 6. Воспитание.

Воспитание как социокультурное явление. Характеристика воспитания как педагогического процесса. Факторы воспитания личности. Теории воспитания. Современные гуманитарные подходы к воспитанию. Характеристика современных целей и ценностей воспитания. Самоопределение личности в процессе воспитания и построение жизненного плана. Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в процессе воспитания. Развитие идей о детских коллективах. Структура коллектива, этапы и закономерности развития. Взаимосвязь личности и коллектива. Интегративные характеристики коллектива: психологический климат, ценности коллектива, социальные нормы, традиции. Сообщества детей и взрослых. Взаимосвязь понятий о приемах, методах и технологиях воспитания. Результаты процесса воспитания, их оценка.

Тема 7. Образование.

Сущность образования. Современная система образования в РФ, ее структура, основные характеристики. Основные принципы построения системы образования. Основные направления модернизации российского образования. Модель образования 2020. ФГОСы для среднего общего и высшего профессионального образования и их особенности.

Образовательные учреждения, их виды и типы. Особенности современных образовательных учреждений России. Особенности системы образования Омской области.

Тема 8. Педагогическая профессия: общая характеристика и перспективы её развития.

Общее представление о профессии. Возникновение и становление педагогической профессии: допрофессиональный этап, условно профессиональный этап, собственно профессиональный этап, современный этап. Типология современных педагогических профессий. Особенности становления и развития педагогической профессии в России. Проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной России.

Система непрерывного педагогического образования. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию. Мотивы выбора педагогической профессии. Содержание высшего педагогического образования. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.

Коджаспирова Г. М. Педагогика[текст]: учебник/Г. М. Коджаспирова – М.: КНОРУС, 2010.- 744 с.

Сластенин В. А., Шиянов Е. Н., Исаев И. Ф. Педагогика[текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В. А., Шиянов Е. Н., Исаев И. Ф. – М., Академия, 2008.

Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Общая педагогика: Учебное пособие[текст]. – М., Высшая школа, 2008.

Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

Подласый И. П. Педагогика в 3 книгах: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Владос, 2007.

История педагогики и образования

Тема 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений. Возникновение воспитания и обучения в первобытном обществе. Образование в древнейших государствах.

Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений. Понятие мирового историко-педагогического процесса.

Возникновение воспитания и обучения в первобытном обществе. Образование в древнейших государствах на примере Шумерских государств. «Дома табличек». Содержание и организация «школьного образования» в Шумерских государствах.

Тема 1. Становление педагогических традиций в Античном мире

Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире. Образование в древней Греции. Отличительные характеристики спартанского и афинского воспитания.

Педагогические воззрения Сократа. «Платоновская» модель образования. Значение философско-педагогических идей Аристотеля в истории культуры и образования.

Особенности образования в Древнем Риме.

Представители Древнеримской педагогической мысли (Цицерон, Сенека). Педагогические взгляды Квинтилиана.

Тема 2. Развитие педагогических традиций христианских цивилизаций

Становление и сущность христианской педагогической традиции.

Педагогическая мысль Западной Европы. Схоластика. Рыцарское воспитание. Возникновение первых университетов.

Роль Византии в развитии педагогической мысли и образовательной практики христианских цивилизаций. Педагогическая мысль Киевской Руси. Крещение Руси, влияние западной и византийской культур на отечественную педагогику. Педагогические идеи в фольклоре и памятниках древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха.

Тема 3. Воспитание и система образования в эпоху Возрождения

Гуманистическая философско-педагогическая мысль и образовательные модели в эпоху Возрождения. Человек в системе ценностей возрожденческого гуманизма. Педагогические воззрения М. Монтеня, Ф. Рабле, , Э. Ротердамского, Т. Мора и др. Организация воспитания и обучения. Возрождение античных традиций.

Общая характеристика юношеского возраста (возрастные границы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования)

Ученые этому возрасту, дают разные временные рамки. Кто-то утверждает, что от 17 и до 23. А вот, например, В. С. Мухина определяет юность как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 – 16 до 21 – 25.

Юность, по мнению В. И. Слободчикова, — завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста – саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».Проще говоря, юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.

В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.

Л. И. Божович писал: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, — характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора».

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т. п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» — центральное психологическое новообразование юношеского возраста. В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.

Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению. Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (но, эти процессы весьма вариативны).

Ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.

Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств.

Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно – логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости.

Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явлений действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. В основе мировоззренческий проблем лежит проблема смысла жизни – «для чего я живу?», «как жить?». Юноша ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу». Его интересует не столько вопрос «как быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности (он готов работать в системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьба с наркоманией и тому подобное), широкая социальная благотворительность, идеал служения.

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии.

Http://www. psyhologyguide. ru/psyhols-906-1.html

Http://gigabaza. ru/doc/116856-p2.html

Http://studopedia. org/8-120560.html

admin
victorriabov@gmail.com